Сценическая история "Горя от ума"
Москва в комедии Грибоедова
амусовская Москва, воплощенная Грибоедовым в комедии, – это символ. Это та Бастилия, которая должна быть взята и разрушена. Это символ косности, себе довлеющей, косности, враждебной всем проявлениям новой жизни.
Итак, «Горе от ума» создано на московской почве. Личная жизнь Грибоедова была тесно связана с Москвой; его род был также связан с древней столицей.
Родился поэт близ Кудрина на Новинском, на углу Девятинского переулка. Это было место, хорошо известное всей Москве. Поэт Баратынский писал о нем:
Неделя светлая была
И под Новинское звала
Граждан московских. Всё бежало,
Всё торопилось: стар и млад,
Жильцы лачуг, жильцы палат.
Праздничные гулянья под Новинским привлекали сюда «всю Москву». Это было одно из самых «московских мест».
Дом, в котором родился Грибоедов, сохранился. Ныне на нем черная мемориальная доска с рельефом головы великого писателя и с датой его рождения и смерти. Со стороны Новинского (ныне улицы Чайковского) дом более или менее сохранил свой облик. Отсюда маленький Грибоедов с сестрой могли любоваться веселыми праздниками «под Новинским». В этом доме происходили тяжелые сцены между крутой матерью и ее свободолюбивым сыном. Здесь расцвела его нежная дружба с сестрой Марией. Здесь мальчик учился у того немца-педанта Петрозилиуса, которого он, по всей вероятности, помянул в «Горе от ума»:
Наш ментор, помните – колпак его, халат,
Перст указательный, все признаки ученья,
Как наши робкие тревожил умы...
Как при жизни Грибоедова, так и после его смерти, «Горе от ума» многократно привлекало к себе внимание нашей литературно-критической и эстетической мысли. В обсуждении комедии принимали участие, при этом, не только критики и эстетики в собственном смысле этого слова, как Белинский, Аполлон Григорьев, но также и писатели – Пушкин, Гоголь, впоследствии Гончаров.
«Горе от ума», – писал Гончаров, – есть и картина нравов, и галлерея живых типов, и вечно-острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и, скажем сами за себя – больше всего комедия – какая едва ли найдётся в других литературах, если принять совокупность всех прочих высказанных условий».
1. Москва в комедии Грибоедова
2. Театры, актеры
3. Постановка в Малом театре
4. Постановка Олега Меньшикова